Рецензия на фильм «Ван Гог. На пороге вечности»

Рeцeнзия нa фильм «Вaн Гoг. Нa пoрoгe вeчнoсти»
Прoгулкa прeкрaсными пoлями пoд ручку с oдинoким гeниeм21 дeкaбря 2018,  03:13 | Рецензии | Автор: Елена Стрельбицкая

Когда смотришь на картины гениального нидерландского художника Винсента ван Гога, творившего в 19 веке, они поражают своей яркостью красок, с помощью которых Винсент мог заставить заиграть самый обыденный пейзаж или предмет, как стог сена или сношенные ботинки. Но его жизнь в бедности и в презрении окружающих была наполнена страданиями, которые преждевременно прервались от пули в молодом возрасте – ему было всего 37 лет. И теперь загадку его трагического образа принялся разгадывать кинематографист Джулиан Шнабель в своей новой картине «Ван Гог. На пороге вечности».

Шнабель прославился на весь мир благодаря драме «Скафандр и бабочка» о парализованном редакторе французского журнала Elle, который с помощью одного моргающего глаза смог надиктовать целую книгу. Он снимал кино и о других выдающихся личностях, а недавно его взор обратился к ван Гогу – так на свет появился очередной байопик об этом удивительном художнике, который умер в бедности, а сейчас его картины являются одними из самых дорогих предметов искусства.

На роль ван Гога Шнабель пригласил Уиллема Дефо, и хотя большинство зрителей знает его благодаря роли суперзлодея Зеленого гоблина в фильмах о Человеке-пауке, он уже неоднократно, а как минимум трижды – ровно столько у него есть номинаций на премию «Оскар» – доказывал, что является одним из выдающихся актеров своего времени, и в «На пороге вечности» он укрепляет это звание. Цементирует свое наследие. Далеко не каждый актер, который играл ван Гога, а его играли Мартин Скорсезе, Бенедикт Камбербэтч и Кирк Дуглас, попал в яблочко и создал правдоподобный образ этого гениального художника с тревожной душой, но Дефо это удается с первого кадра. Чувствуется, что когда его Винсент прибывает в Арль, он пребывает в поисках вдохновения, и хотя его психическое здоровье все чаще начинает его подводить, руки художника продолжают творить и вдыхать жизнь в краски и полотно. Специально для этой роли Дефо учился рисовать, поэтому когда его Винсент рисует, он полностью погружен в этот процесс и завлекает с собой зрителя. Он с таким чувством и азартом наносит мазки, что во время просмотра хочется к нему присоединиться: тоже взять в руки кисточку и краски и попробовать что-то написать. Именно эту неподдельную жажду к искусству можно почувствовать, рассматривая его работы.

Брата Винсента Тео, который всегда поддерживал его и помогал ему деньгами, играет здесь Руперт Френд, и он настолько хорош в этом образе, что заставляет совершенно по-новому взглянуть на себя. У него получился теплый и душевный персонаж, в чьей безграничной любви к Винсенту не приходится сомневаться. Побольше бы ему таких ролей на большом экране, чтобы люди забыли о провальном «Хитмэне».

Другого выдающегося художника Поля Гогена, который был близким другом ван Гога, воплощает Оскар Айзек, и он не перестает удивлять палитрой своих персонажей. Если почитать письма Винсента и Поля друг к другу – их глубокие размышления об искусстве и восприятии художником окружающего мира, – то их отношения станут более понятными, ведь эти размышления настолько многогранны, что им можно посвятить отдельный фильм или мини-сериал. А в «На пороге вечности» Гоген в нескольких сценах повторяет одну и ту же мысль, поэтому в результате отношения двух художников оказываются не так хорошо раскрыты, как, например, отношения Винсента и Тео или отношения Винсента с окружающим миром.

Вместе с ними в фильме появляются такие известные европейские актеры, как Мадс Миккельсен, Матье Амальрик и Эмманюэль Сенье, и из них троих больше всего экранного времени получила Сенье, воплотившая мадам Жину, у которой ван Гог снимал комнату и в чьем баре он частенько заседал. Миккельсен появляется в «На пороге вечности» только в одном эпизоде – он играет священника, который приходит к ван Гогу в психиатрическую больницу и разговаривает с ним о его таланте и о Боге. Это один из самых интересных моментов фильма: они сидят вдвоем на лавочке под присмотром человека в форме, и Винсент поражает священника своими познаниями Библии и Евангелия, говоря, что Иисус Христос тоже не был знаменитым при жизни, но после смерти он стал мессией для значительной части человечества. Сложно предположить, верил ли настоящий Винсент в то, что после смерти он прославится, скорее даже нет, чем да, но тут Шнабель дает надежду художнику и превозносит его гений к божественному уровню, и в этом присутствует особая поэзия кино.

Амальрику досталась еще более скромная роль доктора Поля Гаше, чье имя не произносится, хотя он был не последним человеком в жизни Винсента. Зато нам показывают, как главный герой рисует его портрет, подчеркивая, что даже в самые темные времена Винсент не бросал искусство и неустанно трудился, убегая в свои картины от невыносимой и одинокой реальности.

Но у байопика Шнабеля есть один существенный недостаток: он очень тяжелый и порой слишком давит на зрителя своей шекспировской трагедией, как грузом, лишь периодически давая вдохнуть, когда на экране появляются невероятные пейзажи, вдохновлявшие Винсента. Само название фильма «На пороге вечности» предполагает, что жизнь – это лишь краткий период, за которым великого человека ждет бессмертная слава и признание, и ван Гог получил все это, вот только Шнабель уж слишком прозрачно намекает на это в финальном кадре, где все равно преобладает смерть. Какими бы великолепными ни были Дефо в образе Винсента, операторская работа Бенуа Деломма, Френд, Айзек и волшебная музыка Татьяны Лисовской (да, один из лучших саундтреков года написала женщина), после просмотра «На пороге вечности» остается гнетущий осадок, будто Винсента не любили при жизни и не полюбили после смерти. Но ведь это совсем не так! Он очень любим, поэтому о нем и продолжают снимать кино.

Номинация на «Золотой глобус» для Дефо, но не для всего фильма, лишь подчеркивает, что «На пороге вечности» хорош не во всех смыслах, а в основном благодаря игре главного актера, поэтому и реакция зрителей на данное творение Шнабеля оказалась неоднозначной. Прошлогодняя анимационная картина «С любовью, Винсент», например, в большей мере является любовным письмом к художнику и показывает, как он увековечил себя для будущих поколений, нежели «На пороге вечности». И это весьма странно, ведь 11 лет назад Шнабель снял биографическую драму «Скафандр и бабочка», которая тоже рассказывала о трагической судьбе реального человека, что завершилась смертью, но та картина делала это с большим оптимизмом. А «На пороге вечности» с каждой новой сценой все сильнее погружается в безумие и депрессию главного героя, затягивая туда и зрителя. Так что для поднятия настроение смотреть эту историю не стоит.

Решайте сами, готовы ли вы к тому, чтобы пережить тяжелые финальные годы выдающегося художника-постимпрессиониста, но я в любом случае советую «На пороге вечности» всем, кто интересуется искусством и загадочной фигурой ван Гога, всем профессиональным художникам и любителям для доли вдохновения, которым заражает главный герой во время своей работы, и тем, кто любит Дефо. Поскольку он превосходит здесь самого себя.

Винсент ван Гог продолжает занимать умы людей всего мира своим творчеством и трагической жизнью, и после просмотра «На пороге вечности» он точно займет и ваш ум.

123 Написать комментарий