Рeцeнзия нa фильм «Мaнк»
Мoнoxрoмный шeдeвр Джeкa и Дэвидa Финчeрoв12 фeврaля 2021, 03:15 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Кинoфильм «Грaждaнин Кейн», признанный шедевр всех времени и народов, который вышел на экраны в 1941 году, вписал имя его режиссера, продюсера, сценариста и исполнителя главной роли Орсона Уэллса в историю кинематографа и американской культуры. Даже если вы его и не смотрели, то наверняка слышали об этом фильме и о его создателе, которому было всего 25 лет, когда он снимал свой шедевр, но мало кто знает имя сценариста, который придумал эту гениальную историю, – Германа Я. Манкевича, известного в кругу друзей и коллег как просто Манк. И в своем новом фильме режиссер Дэвид Финчер решает исправить эту несправедливость.
Дэвид Финчер практически с самого начала своей карьеры мечтал снять фильм «Манк», сценарий к которому написал его отец Джек Финчер, но данный проект с конца 90-х никак не двигался с мертвой точки. Его отец умер в 2003 году, так и не увидев экранизацию своего бесподобного сценария об одном из самых выдающихся голливудских сценаристов всех времен, но, кажется, что все эти долгие годы выжидания позволили его сценарию настояться и превратиться в старое и очень вкусное вино (или виски, которое пил Манк), поскольку именно такие ощущения возникают при просмотре этого шедевра от отца и сына – будто пьешь дорогое вино, чей аромат разворачивается постепенно. Плюс, если бы Финчерам удалось снять «Манка» в 97-м году, то на главную роль в нем они бы взяли Кевина Спейси, а все мы знаем, что Спейси не так давно из хорошего вина превратился в кислый уксус, и это негативно отразилось на всех фильмах и сериалах, в которых он когда-либо снимался. К счастью, творение Финчеров это никоим образом не затронуло.
«Манк» начинается с переезда главного героя, который недавно поломал ногу в аварии, в уединенный коттедж, где он за 60 дней должен написать величайший фильм всех времен. Зная, что зрителям нужно не только развлекательное кино, а и кино, которое заставляет думать и отражает на экране непростую политическую ситуацию современного мира, Манк берет за главного героя своего хорошего знакомого газетного магната. Черпая вдохновение из окружающей его реальности и замечая, как влиятельные люди предают идеалы своей молодости в пользу денег, власти и политики, Манк решает разоблачить их на фоне того, как в Германии к власти приходит Адольф Гитлер. Манк верит в высшее предназначение кинематографа и остается верен этому, пока пишет свой эпохальный сценарий «Гражданина Кейна». И хотя окружающие видят его как простого шута, что скрасит их вечеринку, Манк доказывает им и самому себе, что он был рожден для большего.
Еще несколько лет назад было сложно представить, что Гэри Олдман сможет превзойти свою роль Уинстона Черилля из фильма «Темные времена», что принесла актеру заслуженный «Оскар». Но «Манк» показывает, что у Олдмана еще много козырей в рукаве, поскольку он хотя и не превзошел здесь своего Черчилля (его просто невозможно превзойти), то сыграл на одном уровне. Сначала его Манк кажется обычным голливудским прохвостом с проблемами с алкоголем и кризисом среднего возраста, но это только фасад, за которым Олдман показывает нам невероятно талантливого и преданного своему делу сценариста, готового ради своего сценария рискнуть всем, и к концу фильма Финчера с ним просто не хочется прощаться. А хочется провести еще хоть немного времени в компании этого потрясающего персонажа, который не боялся говорить, что он думает, и бесподобно играл перед публикой.
Из сюжета можно предположить, что главная женская роль в «Манке» будет у жены Манкевича Сары, которую играет Таппенс Мидлтон и которая всю жизнь терпела безумные выходки супруга, поскольку она его очень любила и с ним «никогда не было скучно», но в кругу женских персонажей здесь сразу затмевает собой всех комедийная актриса Голливуда того времени Мэрион Дэвис. Аманда Сайфред настолько бесподобна в образе Мэрион, что о ней можно было бы снять отдельный фильм. А потом дать Сайфред за него «Оскар». Платонические отношения Манка и Мэрион согревают сердце каждой их совместной сценой, и кажется, что если бы в этом фильме были только они вдвоем – мы бы и не заметили, что кого-то не хватает.
Во время свои постоянных флешбэков «Манк» представляет немало ключевых фигур Голливуда 30-40-х годов, как Луиса Б.Майера, одного из основателей студии Metro-Goldwyn-Mayer, Ирвинга Тальберга, ведущего голливудского продюсера, чье имя сейчас носит почетная премия «Оскар» за вклад в кинематограф для выдающихся продюсеров, и, разумеется, того самого Уильяма Рэндольфа Херста, влиятельного медиамагната, который и стал прототипом гражданина Кейна. На их роли Финчер позвал Арлисса Ховарда, Фердинанда Кингсли и Чарльза Дэнса (он же Тайвин Ланнистер из «Игры престолов»), и они прекрасно сыграли свои роли, показав непростые отношения своих героев со своенравным Манком. И невозможно не отметить Лили Коллинз в образе секретарши Манка Риты Александр, которая пыталась держать его подальше от выпивки, чтобы он закончил сценарий в срок, а потом узнала о нем одну потрясающую историю, что заставила ее увидеть этого сценариста-алкоголика в совершенно ином свете и даже стать его другом.
Разумеется, Финчеры не могли обойтись в своем фильме о создании «Гражданина Кейна» без самого Орсона Уэллса, роль которого исполнил Том Берк, звезда сериалов «Война и мир» и «Страйк». По сюжету Уэллсу 24 года, он является молодым вундеркиндом в Голливуде, который стоит на пороге создания своего главного шедевра, но у Берка, которому уже 39 лет, получился больше Уэллс в роли Кейна, нежели Уэллс в роли самого себя, и это отнюдь не портит фильм, а наоборот, показывает, как реальность в данном случае тесно переплетается с кинематографом и приобретает крепкого шекспировского драматизма.
Желая создать не просто кино о Голливуде 30-40-х годов прошлого века, а отправить зрителя в удивительное кинопутешествие, сравнимое с самим «Гражданином Кейном», Финчер снял свой байопик о Манке в традициях кинематографа того времени – черно-белым, нуарным и очень атмосферным, и очень жаль, что он вышел на Netflix, поскольку он должен быть увиден на большом экране для максимального эффекта, как и все, что снимает этот режиссер. Будет очень неожиданно, если оператор Эрик Мессершмидт не получит за свою работу номинацию на «Оскар», как и дуэт композиторов Трента Резнора и Аттикуса Росса, которые до малейших тонкостей воссоздали музыку кино того времени, чьи звуки переносят нас в давно ушедшую эпоху.
Несмотря на непростую историю его создания, спустя столько лет у Финчера наконец-то получился не просто шедевральный байопик, что на данный момент является венцом его фильмографии, а и блестящий трибьют всем сценаристам, чьи имена, как и имя Манка, ушли в небытие, поскольку история в основном помнит актеров и режиссеров. Как и имя его отца, который создал такой удивительный сценарий, что стал не менее удивительным фильмом, пропитанным любовью к черно-белому кино и к «Гражданину Кейну». Он немного напоминает своим посылом оскароносные картины «Артист» и «Ла-Ла Ленд», но вместо эпической киноистории любви мужчины и женщины на фоне Голливуда показывает эпическую историю любви автора сценариев к своей работе. Браво, Финчеры, браво, Олдман, браво, Сайфред! Перед нами один из величайших фильмов не только 2020 года, а и 21 века, сколько бы статуэток «Оскар» он ни получил. Главное, что Манк все-таки не отказался от своего имени в титрах и получил свой «Оскар» за «Гражданина Кейна».
Порой истории о создании великих киношедевров являются не менее грандиозными и увлекательными, чем сами киношедевры. И история Манка и «Гражданина Кейна» как раз относится к таковым. От которых просто невозможно отвести взгляд.
557 Написать комментарий