Рeцeнзия нa фильм «Бэтмeн» (2022)
Oднaжды в Гoтэмe12 мaя 2022, 23:54 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Пoслe прoвaльнoгo зaпускa «Лиги спрaвeдливoсти» в последние годы студия Warner Bros. решила больше не пытаться угнаться за Marvel и Disney, а пустить свою киновселенную DCEU в свободное плаванье. Результатом этого эксперимента стал «Джокер», за которого Хоакин Феникс получил премию «Оскар» (это второй раз в истории актер был удостоен столь высокой награды за роль суперзлодея из комиксов), и спустя пару лет по его стопам пошел новый сольный экшен о Темном рыцаре «Бэтмен», где Бена Аффлека очень удачно заменили на Роберта Паттинсона, несмотря на первоначальный скептицизм зрителей в отношении звезды «Сумерек». И результат определенно превзошел все даже самые оптимистичные ожидания.
Во время создания своего «Бэтмена» режиссер Мэтт Ривз отбросил все фильмы DCEU в сторону и начал буквально с чистого листа. Его сольник рассказывает о совершенно другом Бэтмене, который существует вне вселенной Супермена, Чудо-женщины и других суперлюдей. Это история об одиноком мстителе, который посвятил всего себя борьбе с преступностью в Готэме и защите его жителей. И, что бы там не говорили о Роберте Паттинсоне, он идеально подошел на такую роль. Этот талантливый актер уже 10 лет пытается сбросить с себя образ Эдварда Каллена, который прославил его на весь мир, но одновременно также стал его проклятьем, ведь зрители с тех пор не могли воспринимать его серьезно. Но «Бэтмен» это очень быстро исправит, и, как шутят в Интернете, станет финальным гвоздем в гроб Эдварда Каллена. Ведь теперь Паттинсон — это мрачный антагонист с драматическим макияжем глаз в стиле панк-рока, который не боится выйти в одиночку против целых банд Готэма (или целого полицейского участка коррумпированных копов).
С первых секунд появления его Темного рыцаря на экране чувствуется, что Паттинсон полностью погрузился в своего персонажа с глубокой детской травмой, что лишила Брюса Уэйна всех шансов на нормальную и счастливую жизнь в обществе. Этот Бэтмен полностью отказался от персоны Брюса Уэйна, которая, похоже, умерла в тот же вечер, что и его родители, и стал ночным существом, полным затворником, который выстроил между собой и остальным миром огромную стену, настоящую Великую китайскую стену, сквозь которую никому не пробиться. Если Бэтмен и раньше вам казался мрачным героем, то погодите, пока увидите эту его версию в воплощении Паттинсона. Более трагического и сломленного Темного рыцаря вы не найдете в других фильмах по комиксам DC.
Чтобы ввести в жизнь Бэтмена хоть немного света, сюжет знакомит его с Селиной Кайл, известной как Женщина-кошка. На эту роль пригласили великолепную Зои Кравиц, которая с большой верностью комиксам создала свою потрясающую героиню на экране. Причем сценаристы не использует ее просто как украшение для истории Бэтмена, они уделяют Селине достаточно времени, рассказывая и ее трагическую судьбу, что объясняет ее схожесть с Брюсом и их взаимную симпатию. Селина также обладает благородным сердцем и чувством справедливости и готова бороться за свою пропавшую подругу, но при этом не упускает случая обчистить бандитов. Разумеется, ведь у нее нет миллиардов семейства Уэйнов, чтобы финансировать свои ночные вылазки в преступный мир Готэма. Сама история Селины от начала и до конца фильма отражает ее сильное желание вырваться из жестокого патриархального мира этого города, где правят преступники, что относятся к женщинам как к товару. Бандиты недооценивают женщин, поэтому часто не видят в «хрупкой» Селине угрозу, пока она не выпускает свои острые когти. Без героини Кравиц данный фильм был бы ужасно унылым и беспросветным, поэтому хочется верить, что ее Женщина-кошка вернется в сиквеле.
Несмотря на успех «Джокера», было очень умным решением не вводить данного суперзлодея в мир Темного рыцаря в воплощении Паттинсона сразу, а сперва столкнуть его с другими антагонистами со страниц комиксов DC, как Загадочник (Пол Дано), Пингвин (Колин Фаррелл) и Кармайн Фальконе (Джон Туртурро). Если вы являетесь поклонником или поклонницей фильмов о Бэтмене, то наверняка помните того чокнутого Загадочника в воплощении Джима Керри и фантасмагорического Пингвина в исполнении Дэнни ДеВито из фильмов прошлых лет. В мире Ривза эти злодеи выглядят гораздо более реалистично, хотя и сохраняют некие черты своих персонажей из комиксов, и уж точно не похожи на тех сказочных антагонистов из франшизы Тима Бертона. Хотя главным злодеем нового «Бэтмена» выступают не столько какие-то конкретные персонажи, сколько коррумпированная жадностью и жестокостью человеческая натура, что позволяет в Готэме процветать криминалу.
Очень часто в комиксах и в кино Бэтмену приписывают роман с Женщиной-кошкой, но фильм Ривза хотя и показывает романтические моменты между этими двумя одинокими и израненными душами, в конце он раскрывает главную любовь всей жизни Бэтмена — это его родной город Готэм, который он ни в коем случае не бросит и будет бороться за его будущее и за будущее его жителей до своего последнего вздоха. Бэтмен является неким мрачным ангелом-хранителем Готэма, и первый просто не может существовать без второго, как и наоборот. Это весьма поэтично и трагично одновременно. А благодаря потрясающей операторской работе Грега Фрейзера, который недавно получил «Оскар» за работу над фантастикой «Дюна», Готэм и вовсе становится чуть ли не центральным персонажем «Бэтмена», обладающим своим характером и душой.
Ривз снял не столько супергеройский фильм (уж точно не в традиционном понимании этого жанра), сколько криминальный детектив с громкими нотами нуара и триллера, который, как и «Джокер», очевидно был вдохновлен работами Мартина Скорсезе о гангстерах. По сути ни один из персонажей этой истории не обладает никакими суперспособностями (разве только Бэтмен уж очень неуязвимый какой-то); Ривз нарочно отбрасывает фантастическую составляющую мира DC и любой намек на суперсилы, показывая персонажей в первую очередь людьми со всеми их прекрасными достоинствами и ужасными недостатками. Здесь также отсутствует излишний пафос, нет громких речей и даже геройство Бэтмена больше похоже на болезнь, неуправляемую одержимость, которая, как наркотик, заставляет его порой безрассудно рисковать жизнью. Та опасная игра с высокими ставками, в которую его втягивает психопат Загадочник, кажется, является именно тем, чего Брюс ждал уже долгое время, ведь он страстно желает жить на острие ножа, балансировать над пропастью, считая, что только так он сможет найти хоть какой-то смысл в своей трагической жизни.
В сущности, для Бэтмена его ночные вылазки в Готэм и битвы с преступниками всегда были определенной терапией после смерти родителей, которые погибли от рук тех самых преступников, скрывающихся в темноте каждой готэмской подворотни. И фильм Мэтта Ривза раскрывает это чуть ли не лучше всех предыдущих экранизаций его приключений, что часто делали акцент на экшене, а не на глубоком внутреннем мире персонажей, которым есть, чем заинтриговать. Это настоящий психологический триллер, что играет по своим правилам на поле супергеройского кино. И в этом заключается секрет его успеха среди зрителей и кинокритиков. Бэтмен Паттинсона определенно запал людям в душу, даже если раньше они не слишком любили этого персонажа. Но после фильма Ривза к нему практически невозможно относиться равнодушно.
Как писал Шекспир: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Темном рыцаре из Готэма». Ведь история любви этого антигероя и его родного города гораздо драматичнее, чем даже история Ромео и Джульетты. Или Эдварда и Беллы из «Сумерек» (прости, Паттинсон, это последняя шутка на данную тему, ты, правда, великолепен в образе Бэтмена).
935 Написать комментарий