Рeцeнзия нa фильм «Чeлoвeк, кoтoрый убил Дoн Киxoтa»
Рыцaрскaя трaгикoмeдия Тeрри Гиллиaмa 6 сeнтября 2018, 04:22 | Рецензии | Автор: Елена Стрельбицкая
Кто не знает защитника угнетенных и спасителя прекрасных дам Дон Кихота Ламанчского? Верхом на своем верном Росинанте и в компании оруженосца Санчо Пансы он скачет в поисках новых подвигов, которые собирается совершить во имя своей возлюбленной Дульсинеи. Но смог бы он выжить в жестоком и циничном 21 веке? Этим вопросом и задается великий фантазер Терри Гиллиам в своей многострадальной картине «Человек, который убил Дон Кихота».
С 90-х Гиллиам пытался снять свою адаптацию легендарного романа Мигеля де Сервантеса Сааведры о приключениях мечтателя Дон Кихота с современным поворотом, но что только не вставало на его пути. Нет, не кровожадные великаны, а наводнение и серьезная болезнь изначального Дон Кихота Жана Рошфора. А когда Гиллиам наконец вернулся к проекту много лет спустя и утвердил на роль Дон Кихота британскую легенду Джона Херта, актер скончался перед началом съемок. Фильм получил репутацию проклятого, но режиссер не отступал от своей задумки и наконец смог воплотить ее в жизнь.
События «Человека, который убил Дон Кихота» вращаются вокруг молодого и циничного режиссера Тоби Гризони, который отправляется в живописную провинциальную Испанию, чтобы снять рекламный ролик. Переживая творческий кризис, он находит неподалеку от места съемок небольшую деревню и вспоминает, как десять лет назад снимал там свой первый короткометражный фильм. Но жители деревни не спешат заключать его в теплые объятья, поскольку тот фильм погубил судьбы многих, включая старого обувщика Хавьера, которого Тоби много лет назад нарядил в костюм Дон Кихота, и с тех пор старик его не снимает, считая себя тем самым Рыцарем Печального Образа, о котором писал Сервантес. Дон Кихот принимает Тоби за своего броненосца (оруженосца) Санчо Пансу и втягивает его в сумасшедшие приключения с погонями от полиции, перестрелками, нелегальными иммигрантами, большой любовью, а также настоящими рыцарскими турнирами. Сначала Тоби отчаянно пытается сбежать от старика и его безумных фантазий, но постепенно проникается к нему симпатией и сочувствием и уже не может бросить его на произвол судьбы.
Стремительная карьера Адама Драйвера в авторском кино продолжает радовать потрясающими персонажами в его воплощении. В каждом фильме он выкладывается на все 110% (даже «Звездные войны: Последние джедаи» пытался вытащить на своих плечах), но в данном творении Гиллиама он покоряет по-особенному. Его Тоби проходит тернистый путь от начинающего режиссера-идеалиста, снимающего свой первый фильм, до циничного режиссера-рекламщика, который живет нечестной жизнью, корыстного Санчо Пансы и, наконец, настоящего фантазера, который не желает больше сдерживать свои фантазии, а идет прямо в их сладкие объятья. Рехнувшийся старик открывает Тоби глаза на всю его жизнь, и она кажется ему бессмысленной и никчемной, а сам Драйвер в свою очередь открывает на это глаза зрителю, заставляя взглянуть на свою жизнь со стороны, вспомнить о позабытых мечтах и поразмыслить над тем, что никогда не поздно к ним вернуться. Это прямо какой-то мрачный и жестокий «Ла-Ла Ленд» с кровью, похотью и монстрами, а также с бесподобным музыкальным номером в воплощении Драйвера (теперь он просто обязан сыграть в мюзикле).
Пока Гиллиам собирался снимать приключения Дон Кихота, список исполнителей главных ролей постоянно менялся. В результате роль досталась Джонатану Прайсу из сериалов «Игра престолов» и «Табу», и этот уэльский актер просто поразителен в данной роли. Перед нами – тот самый Дон Кихот, о котором мы читали в школе. Он – последний рыцарь на планете Земля, но все еще живет в романтических временах рыцарства и великих подвигов. И в этом его безумии заключается весь трагизм картины. Дон Кихот начитался романов, которые идеализируют рыцарей, и решил стать им в реальности. Это как если бы сегодня человек посмотрел супергеройские фильмы и решил стать настоящим супергероем в спандексе и с плащом, но без настоящих суперсил или супергаджетов. Рыцарству нет места в 21 веке, отсюда и такое обреченное название картины, ведь Дон Кихот никак не может получить свой хеппи-энд и ускакать в закат на верном Росинанте бок о бок со своим броненосцем Санчой Пансой. Или все-таки может? Здесь Гиллиам и сам порой напоминает Дон Кихота, ведь он с такой любовью показывает мир фантазий, что оттуда не хочется возвращаться в суровую реальность, где рыцарство и его идеалы погибли безвозвратно.
Открытием фильма для меня стала португальская актриса Жуана Рибейру, которая исполнила роль Анхелики/Дульсинеи. В 15 лет Тоби вскружил ей голову, взяв на главную роль в свой фильм и наобещав, что она может достигнуть высот. Но спустя десять лет мечты Анхелики с треском разбились о корабль реальности: она отправилась в большой город, недолго поработала моделью, а после стала девушкой из эскорта, пока ее не подобрал жестокий русский бизнесмен и не превратил в свою игрушку. Для Дон Кихота спасение его возлюбленной Дульсинеи – это смысл его жизни, и именно воссоединение Тоби и Анхелики в той пещере, что напоминает сцену из кино, направляет его на новый путь, которому он так отчаянно противился. Ведь дайте человеку, за что бороться, и он сможет горы свернуть. И наблюдать за совместными сценами Драйвера и Рибейру, между которыми летают даже не искры, а молнии, – сущее удовольствие.
А в качестве приятного бонуса в «Человеке, который убил Дон Кихота» появляются Стеллан Скарсгард и Ольга Куриленко в образах босса Тоби и его жены-актрисы, которая неровно дышит к главному герою. У них не много сцен, но этой паре отведена ключевая роль в данной истории. Они пытаются соблазнить Тоби деньгами и телом, заставить его отказаться от фантазий, в которые он все глубже погружается, от чего выбор героя становится еще сложнее.
Несмотря на то, что в сюжете есть несколько трагических моментов и в целом фильм рассказывает о человеке вне своего времени, которому не находится места в реальности, картина Гиллиама несет вдохновляющий посыл хотя бы самим фактом того, что она все-таки случилась. И получилась таким хорошим фильмом, который настоятельно рекомендую к просмотру. Ведь все мы порой чувствуем себя оторванными от реальности или нам просто хочется хоть на часок сбежать в мир фантазий, поэтому почему бы это не сделать в компании Дон Кихота и Адама Драйвера.
В 21 веке, кажется, не осталось места для благородного рыцарства и великих подвигов, но это отнюдь не повод прекращать мечтать и переставать бороться за тех, кого любишь.
147 Написать комментарий