Рeцeнзия нa фильм «Фaвoриткa»
Сoблaзнeниe кoрoлeвы Aнны11 фeврaля 2019, 01:42 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Сaмoй кинeмaтoгрaфичнoй королевой большого экрана определенно является Елизавета I, о которой недавно вышел еще один исторический фильм «Мария – королева Шотландии». А вот греческого режиссера Йоргоса Лантимоса заинтересовала личность менее известной, но не менее интригующей и интересной королевы Великобритании – королевы Анны, которая правила страной в начале 18 века, когда британцы воевали с французами. И пока шла война, во дворце королевы плелись страшные интриги, которые обострились с прибытием потерявшей своей положение в обществе девушки с очаровательной улыбкой, что скрывала ее коварную душу. Ее звали Эбигейл Мэшем, и она твердо решила стать новой фавориткой королевы.
«– На кону будущее страны.
– Я думаю о своем будущем.
– Вам плевать? Я думал, что вы на нашей стороне.
– Я на своей стороне. Всегда.»
Во время знакомства с героиней Эбигейл, прибывшей в начале фильма ко двору королевы Анны в надежде найти там работу, она кажется милой, веселой и сочувствующей девушкой, а ее легкий нрав тут же встряхивает жизнь во дворце. Она резко контрастирует со своей кузиной Сарой Чарчилль, герцогиней Мальборо, которая давно дружит с королевой и держит двор в ежовых рукавицах, поэтому новенькая с легкостью завоевывает сердце скучающей королевы, которую мучают приступы подагры. Эмма Стоун, которая бесподобно воплощает Эбигейл, пришла к славе и признанию благодаря ролям положительных девочек, и когда Лантимос представляет ее устами герцогини Мальборо «нежным и добрым существом», то ловко вводит зрителя в заблуждение, чтобы потом постепенно шокировать развитием этой героини, которая на наших глазах превращается в жадного ко власти монстра. А может она такой и была, просто удачно маскировалась под утонченную и скромную леди… В любом случае эта сочная и смелая роль дала по-новому раскрыться драматическому таланту Стоун и является одной из лучших в ее карьере, наверное даже лучше, чем роль Мии в «Ла-Ла Ленде», за которую актриса получила «Оскар».
В отличие от Стоун Рэйчел Вайс, которая играет в «Фаворитке» леди Сару, не пробует себя в радикально новом амплуа, но напоминает зрителю, что у нее уже есть один «Оскар» и она готова получить второй. Более того, она этого достойна. Наблюдение за соперничеством ее герцогини Мальборо с кузиной Эбигейл приносит особое садистское удовольствие, и когда они вместе находятся в кадре, кажется, что воздух вокруг их героинь электризуется до такой степени, что они вот-вот смогут бросать друг в друга молнии. Но нет, обе женщины действуют гораздо тоньше и умнее, преследуя собственные мотивы, пока на кону в их междоусобной power play стоит судьба всей страны и будущее Европы, которое зависит от исхода войны с Францией. Настоящая «Игра престолов».
«– Не кричи на меня. Я – королева.
– Так ведите себя подобающе.»
На первый взгляд королева Анна кажется сумасшедшей и инфантильной, но когда знакомишься с ней ближе, то невозможно не заметить в ее глазах безграничную грусть и одиночество. У нее было 17 кроликов, названных в честь 17 детей, которых она потеряла, и то, что после таких душевных травм она продолжала править страной, – это определенно заслуга ее железного характера. В «Фаворитке» королева Анна показана эксцентричной и совершенно непредсказуемой, больной и капризной, вспыльчивой и неуравновешенной, но тем не менее Королевой с большой буквы. Все окружающие ее люди пытаются извлечь из болезни монарха свою выгоду, плетя за ее спиной интриги и явно не уважая свою королеву, но Ее Величество неоднократно покажет, что никогда не стоит недооценивать того, кто сидит на троне и носит корону, даже если ее катают по дворцу на инвалидном кресле.
Для невероятной Оливии Колман роль королевы Анны и вовсе стала ролью всей ее жизни. Ее очень удачно номинировали на «Оскар» за игру в «Фаворитке» как исполнительницу главной роли, а Стоун и Вайс – как исполнительниц второплановых ролей, поскольку такое распределение очень подходит самому сюжету, где фавориток несколько и они меняются, а вот королева – единственная и неповторимая, и фавориткам не стоит задирать высоко нос и забывать свое место, в противном случае королева им тут же о нем напомнит.
Историческая драма «Фаворитка» просто создана для тех, кто любит кино о дворцовых интригах, костюмированные фильмы и перечисленных выше актрис. В этой опасной игре двух кузин за власть и любовь королевы вас ждут соблазнения, покушения, шантаж, стрельба, яды и другие отчаянные меры. Лантимос остается верен себе от начала и до конца и создал неповторимое кино, но по ощущениям его новое творение местами напоминает знаменитую «Игру престолов», картину «Еще одна из рода Болейн», где две сестры соперничали за сердце короля, и серию старых французских фильмов об Анжелике, маркизе ангелов. Также чувствуется, что на режиссера очень повлиял знаменитый фильм Милоша Формана «Амадей», который в свое время получил 8 «Оскаров» и тоже перевернул жанр исторического кино.
Вместе с сюжетом, актерской игрой, костюмами и музыкой «Фаворитка» может похвастаться удивительным визуальным рядом, созданным оператором Робби Райаном. Его съемка с эффектом рыбьего глаза позволяет рассматривать мир персонажей будто сквозь увеличительное стекло, а когда его камера смотрит на героинь снизу вверх, оператор будто возвышает их над нами, делает их недостижимыми и величественными, усиливая их присутствие в кадре и напоминая, что они не ровня нам, обычным людям. Вместе с этим покоряют и красивые ночные сцены со свечами, где их ровно столько, сколько нужно, чтобы осветить лица героев, бродящих во тьме, и в такие моменты кажется, что дворец и все, что он символизирует, – власть и влияние, – поглощает их в свое темное чрево.
Лантимос уже не первый год эпатирует публику – чего только стоят его «Лобстер» и «Убийство священного оленя», но если выбирать какой-то один фильм, который многие годы спустя все будут называть его magnum opus, несомненным шедевром, то это точно будет «Фаворитка». Только бы вся эта шумиха вокруг нее не отпугнула настоящих любителей и ценителей авторского кино, поскольку они точно должны это увидеть. Этот восхитительный фильм залазит под кожу и не отпускает до самых титров. А кинокартин 2018 года, способных на такое, можно сосчитать на пальцах одной руки.
Добиться благосклонности королевы очень непросто, но еще сложнее – ее удержать. И две кузины-соперницы узнали это на своем собственном примере.
1874 Написать комментарий