Рeцeнзия нa фильм «Дoждливый дeнь в Нью-Йoркe»
Рoмaнтикa и прeврaтнoсти бoльшoгo гoрoдa17 oктября 2019, 02:54 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Кaк считаете, сколько было снято романтических фильмов с Нью-Йорком в одной из главных ролей? Сколько раз мы видели, как влюбленные прогуливаются Манхэттеном или ездят в карете по Центральному парку? Наверное даже самый заядлый киноман не сможет это посчитать. Тем не менее Нью-Йорк продолжает очаровывать романтиков в любую погоду, и вот уже Вуди Аллен не смог устоять и после своих путешествий по самым романтическим городам мира, как Париж, Рим и Барселона, он возвращается на родной Манхэттен, чтобы рассказать еще одну историю любви под названием «Дождливый день в Нью-Йорке»… с участием шести человек.
«Дождливый день» стал одним из самых скандальных фильмов последних лет, но не из-за своей темы, а из-за своего режиссера. В свете скандала с Харви Вайнштейном приемная дочь Аллена Дилан Фэрроу напомнила публике о том, как Голливуд десятилетиями продолжает поддерживать Аллена после того, как она обвинила его в сексуальных домогательствах, когда ей было 7 лет. Тогда суд признал, что нет достоверных доказательств этих событий, но вместе с этим отказал Аллену в просьбе предоставить единоличную опеку над детьми. Когда Дилан вновь заговорила об этом во время движения Time’s Up, новый фильм Аллена, чья премьера планировалась в 2018 году, положили на полку, а многие актеры и актрисы, которые работали над его предыдущими проектами и «Дождливым днем», зареклись больше работать с режиссером и даже пожертвовали свои гонорары благотворительным организациям, которые борются с сексуальным насилием и помогают его жертвам.
Мне, как некогда большой поклоннице творчества Аллена с его умными диалогами и необычным взглядом на человеческие отношения, после всех этих неприятных скандалов не очень хотелось смотреть его новый фильм, но кино есть кино, и, если не сам Аллен, то хотя бы актеры, которые здесь сыграли, заслуживают на то, чтобы «Дождливый день» вышел на экраны, а там зрители уже сами решали, хотят ли они еще смотреть фильмы Аллена, или его эпоха уже полностью канула в Лету.
Итак, главным героем «Дождливого дня» выступает молодой парень с пафосным литературным именем Гэтсби Уэллс (Тимоти Шаламе). Он происходит из очень богатой семьи, но старается держаться от родственников подальше, поэтому и перевелся из любимого Нью-Йорка в колледж на Юге, где встретил солнечную девушку Эшли (Эль Фаннинг). Эшли хочет быть журналисткой, и когда она получает задание взять интервью для местной газеты у известного режиссера, они с Гэтсби в предвкушении волшебного уик-энда отправляются в Нью-Йорк. Но коварные обстоятельства то и дело разлучают влюбленных, рушат их планы и проверяют отношения на прочность.
Гэтсби в воплощении звезды оскароносного фильма «Зови меня своим именем» Тимоти Шаламе напоминает здесь молодого Аллена с претенциозными высказываниями о жизни и с очень серьезными проблемами с мамой. Еще не один герой из последних алленовских фильмов не был так похож на самого режиссера, как этот парень. Он – это смесь богача Гэтсби из того самого романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, который одержим своей девушкой, с бунтарем Холденом Колфилдом из «Над пропастью во ржи». Он богатый и умный, но до жути самовлюбленный, не знает, чего хочет от жизни, и родом из той золотой молодежи, которая будет за все критиковать своих родителей и каждому встречному рассказывать о том, какая у него властная мать, но при этом ни за что не найдет себе работу и не откажется от всех привилеев и денег, которыми его обеспечили родители (и мать в частности).
Параллельно с вольной (и совершенно неофициальной) адаптацией романа Дж.Д. Сэлинджера с Шаламе в главной роли Аллен вновь обращается в «Дождливом дне» к своей излюбленной теме романов между взрослыми мужчинами и только-что-ставшими-совершеннолетними-девушками, бросая 21-летнюю Эшли от одной акулы кинобизнеса к другой, всех из которых сразу очаровывает ее детская наивность и непосредственность. Этих акул воплощают Лив Шрайбер (режиссер с кризисом (среднего возраста и творчества) Роланд Поллард), Джуд Лоу (сценарист Полларда Тед Давидофф) и Диего Луна (голливудский актер и секс-символ Франциско Вега). Для 83-летнего Аллена, который женился на своей приемной дочери Сун-и Превин (у них 34 года разница, и их отношения начались, когда Превин как раз исполнился 21 год), это является обычной романтической фантазией, но со стороны это выглядит дико. Как-то совсем не романтично наблюдать за нетрезвыми мужчинами, которые годятся Эшли в отцы, но при этом активно к ней пристают. Она искренне восхищается их талантом и фильмами, а они просто хотят ею воспользоваться, пустив пыль в глаза наивной девочке. Такая вот странная романтика по-алленовски.
Гораздо приятнее наблюдать за приключениями Гэтсби и Шеннон (Селена Гомес), младшей сестры его бывшей девушки, с которой они случайно столкнулись на улицах этого непредсказуемого города. Если честно, то с первой сцены Гэтсби и Эшли не кажутся такой уже крепкой парой, а вот с Шеннон у них гораздо больше общего. Дети Нью-Йорка, они оба любят этот безумный город, его тайные места, его атмосферу, ритм… Так что как бы Гэтсби не рассказывал всем о своих романтических планах с Эшли, в воздухе летает дух измены (со стороны обоих), приправленный романтическим дождем.
В «Дождливом дне» между Шаламе и Фаннинг не ощущается никакой романтической химии, хотя Гэтсби весь фильм пытается устроить для Эшли самый лучший уик-энд в ее жизни и показать ей все свои самые любимые места в Нью-Йорке, зато между ним и Гомес летят искры. Та сцена, где Гэтсби играет на рояле в доме Шеннон – одна из самых романтических сцен этого года, которая при просмотре по своим ощущениям напоминает вашу первую любовь. «Дождливый день» может не покорить полностью, но вот эта единственная сцена сама по себе просто волшебна. Она напомнит вам о том времени, когда вам тоже был 21 год и вы впервые испытывали такие трепетные и прекрасные чувства. В этой сцене Шаламе меня окончательно покорил и вся претенциозность его Гэтсби стала казаться более сносной.
С одной стороны по жанру «Дождливый день» – это романтическая комедия (если очень обобщить), а с другой – фильм абсолютно отдельного жанра под названием «картина Вуди Аллена с налетом прошлых лет». Его события происходят в 2018 году, но в то же время Аллен отправляет зрителя в свою молодость, показывая роскошные и давние отели и бары, где могли бы развлекаться звезды эпохи Золотого Голливуда. Герои «Дождливого дня» редко пользуются мобильными телефонами (исключительно для того, чтобы позвонить, а не писать в мессенджерах), ездят на такси, а не на убере, и все время говорят о вечном, даже когда разговор начинался о чем-то совершенно несерьезном. Режиссер создает особую теплую атмосферу, которая обволакивает зрителя пледом, пока на экране идет осенний дождь.
Неутомимый Аллен выпускает по фильму почти каждый год, но его последние работы стали слишком похожи друг на друга – в них лишь немного меняется окружающая обстановка. Казалось бы, что ради возвращения в свой любимый Нью-Йорк, где он давно не снимал, Аллен придумает что-то более оригинальное, но он просто написал мелодраматическую историю молодой пары в большом городе с отголосками Фицджеральда и Сэлинджера. Местами его «Дождливый день» вызывает улыбку, местами – ностальгию по первой любви, а местами от его сцен коробит, так что это определенно не одна из лучших работ знаменитого режиссера. Но, возможно, это последний фильм Аллена, снятый в Голливуде с известными актерами, так что решайте сами, смотреть или не смотреть.
Романтический дождь в большом городе может оказаться весьма обманчивым, особенно когда он пытается смыть измены и представить их как настоящую любовь.
149 Написать комментарий