Рецензия на фильм «Девушка в паутине»

Рeцeнзия нa фильм «Дeвушкa в пaутинe»
Нe тa дeвушкa с тaтуирoвкoй дрaкoнa 8 нoября 2018,  04:23 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрельбицкая

В 2011 году Дэвид Финчер представил свою экранизацию шведского детективного романа-бестселлера «Девушка с татуировкой дракона», главные роли в которой исполнили Руни Мара и Дэниэл Крэйг, и она мгновенно стала культовым фильмом, настоящей классикой жанра детективный триллер и получила 5 номинаций на «Оскар», в одной из которых даже одержала победу. Стиг Ларссон написал еще две книги о девушке с татуировкой дракона Лисбет Саландер, поэтому после успеха творения Финчера съемки продолжения ее приключений были неизбежными. И вот спустя 7 лет переписывания сценария на экраны выходит «Девушка в паутине», основанная на романе уже другого писателя, с другими актерами и режиссером, но все еще претендующая на лавры той же франшизы.

Долгое время студия Sony Pictures пыталась удержать в этой серии Мару и Крэйга, но когда они ушли вместе с Финчером, продолжение «Девушки с татуировкой дракона» повисло на волоске. Не желая отпускать мечты о прибыльной франшизе, студия нашла выход и из такой безвыходной ситуации – они решили снять не сиквел, а перезапуск, пригласив в него режиссера Феде Альвареса, который создал хитовый хоррор «Не дыши». В основу новой главы был взят роман не Ларссона, а Давида Лагеркранца, который возглавил книжную серию о Саландер после смерти культового писателя, а на роли Лисбет и Микаэля взяли новых актеров, один из которых – швед, но подать «Девушку в паутине» под соусом «Девушки с татуировкой дракона» им все равно не удалось.

Эта многострадальная картина от Sony вновь переносит нас в холодную Швецию, показывая ее криминальный мир, зверские преступления и влиятельных садистов, которые считают, что могут откупиться деньгами от любого судового процесса (да, в Европе тоже существует коррупция, представляете?). Но есть одна инстанция, которая не примет деньги, – вернее, она сама их с легкостью может перевести с любого счета куда угодно, – и позаботится о том, чтобы преступник был наказан. Так, как он наказывал своих жертв. Зовут ее Лисбет Саландер, и она ничего не боится. Гениальная хакерша с фотографической памятью, которая может взломать все что угодно, и готова прийти на помощь каждому, кто попросит, узнает об опасной новой программе, которая может контролировать через спутники все ядерные ракеты в мире, и решает не допустить, чтобы она попала в руки бандитов. А по ходу дела ей приходится взглянуть в лицо своему ужасному прошлому в лице утерянной сестры Камиллы, которая вернулась, чтобы отомстить.

Покорив зрителей и критиков в образе королевы Елизаветы II в сериале «Корона», Клер Фой отправилась покорять большой экран, с чем пока справляется довольно успешно – «Девушка в паутине» стала третьим фильмом с ее участием, который вышел на экраны в 2018 году. После ухода Мары, которая была номинирована за эту роль на «Оскар», студии было жизненно необходимо для сохранения франшизы найти новую Лисбет Саландер, и как только Фой появляется в первой сцене «Девушки в паутине», не остается сомнений, что она – Лисбет. Но, к сожалению, на этом – и на прекрасных шведских пейзажах – плюсы данной экранизации заканчиваются.

Если Фой стала хорошим попаданием в персонаж известной героини, то Сверрир Гуднасон абсолютно не Микаэль Блумквист. Если бы не несколько сцен в редакции журнала «Миллениум», то его можно было бы принять за любого другого знакомого Лисбет, от которого мало толку. В трилогии «Девушка с татуировкой дракона» они с Лисбет как Холмс и Ватсон: помогают друг другу, дополняют друг друга, вместе ведут расследования и спасают жизни. А какая у Микаэля и Лисбет была химия в фильме Финчера! Аж искры летели! Но теперь на месте искр остался лишь остывший пепел, поскольку между Фой и Гуднасоном абсолютно ничего нет, кроме бескрайних заснеженных шведских просторов. От их сложных и страстных отношений на экране не осталось и следа, разве что одна фотография, которую любовница Лисбет находит в ее старых вещах.

Роль главной злодейки «Девушки в паутине» отвели Камилле Саландер, которую воплотила звезда прошлогоднего научно-фантастического триллера «Бегущий по лезвию 2049» Сильвия Хукс, но там образ у нее был гораздо ярче. Да, ее Камилла носит ярко-красный костюм, который эффектно смотрится на фоне снега, и выбелила свои брови в тон светлым волосам, но как бы актриса ни старалась, сценарные огрехи не дают ей стать крутой или даже запоминающейся злодейкой. А то, что все трейлеры и ТВ-ролики трубят о том, что она – сестра Лисбет и главная антагонистка, является одним гигантским провалом промо-кампании фильма, поскольку такой абсолютный спойлер отнимает у него главную детективную составляющую. Получается, что «Девушка с татуировкой дракона» держала в напряжении все время и заставляла все два часа гадать, кто же убийца Харриет Вангер, а «Девушка в паутине» заставляет лишь гадать, когда это все закончится.

Студии Sony стоило сделать все, чтобы Финчер, Мара и Крэйг вернулись в продолжении, и продолжением должна была бы быть экранизация второй книги Ларссона из цикла «Миллениум», а не вот этот не вписывающийся во франшизу спин-офф с другими героями и историей, которая слабо соответствует канону. С одной стороны Sony пытается заставить тех, кому понравились книги о Лисбет и их «Девушка с татуировкой дракона» вновь раскрыть свои кошельки пошире и пойти в кино на «Девушку в паутине», но с другой фильм Альвареса явно снят для тех, кто не читал книги и не особо внимательно смотрел фильм Финчера, поскольку здесь есть масса несоответствий с той Лисбет, которую играла Мара.

История о том, что она сбежала от отца и оставила сестру с ним, как и заявления Камиллы о том, что Лисбет ее не спасла и не отомстила отцу, является полным бредом, поскольку Лисбет признали невменяемой именно из-за того, что она в 12 лет подожгла отца и оставила его инвалидом, а во второй и третьей книгах Ларссона она как раз занимается тем, что мстит ему. События фильма Альвареса происходят после третьей книги, судя по тому, что Лисбет вновь может полностью распоряжаться своей жизнью, и государство более не ведет за ней жесткий контроль, но вместе с этим оригинальная трилогия то и дело игнорируется в попытке создать нечто более масштабное и, как думают боссы Sony, прибыльное в духе Джеймса Бонда, но не тут-то было. Начало фильма показывает настоящую Лисбет, которая спасает женщин, которых избивают и насилуют влиятельные мужчины, и в этом вся она. Она хочет помочь и добиться справедливости для тех, кому в этом отказывает суд. Она – народная мстительница. Как вдруг ее втягивают в международный шпионский заговор, где речь идет о контроле всех ядерных боеголовок в мире, и теперь хакерше-затворнице приходится без преувеличений спасать всю планету. Не слишком ли много боевиков о Бонде пересмотрели те, кто это писал и снимал? Похоже, что чересчур много.

Не могу рекомендовать «Девушку в паутине» к просмотру тем, кто любит «Девушку с татуировкой дракона» с Марой и Крэйгом, поскольку новый фильм вас очень разочарует; как не могу рекомендовать ее и тем, кто не смотрел первую часть, поскольку тогда вы подумаете, что это скучная история, хотя на самом деле приключения Лисбет Саландер и Микаэля Блумквиста, которые написал Ларссон, – шедевр мирового детектива. Адаптация Альвареса порадует разве что поклонников Фой, которые хотят увидеть ее в образе брутальной хакерши. А остальным – смотреть правильную «Девушку с татуировкой дракона».

Чтобы испортить историю о великой книжной и киношной героине, нужно очень сильно постараться. И в данном случае Sony перестарались.

143 Написать комментарий