Рeцeнзия нa фильм «Вeстсaйдскaя истoрия» (2021)
Aмeрикaнскaя клaссикa в нoвoй oбeрткe oт Стивeнa Спилбeргa 9 дeкaбря 2021, 21:45 | Рeцeнзии | Aвтoр: Елена Стрельбицкая
Мы все очень хорошо знаем легендарную пьесу Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» о трагической любви двух подростков из враждующих семей, и в 60-х годах прошлого века американцы придумали свою версию данной истории под названием «Вестсайдская история». Этот масштабный мюзикл о любви, ненависти, расизме, насилии и уличных бандах, чьи танцевальные номера разворачиваются на улицах бедного нью-йоркского района, моментально стал классикой кино и важной частью современной американской культуры. Никто не рисковал его переснимать. До сегодня, когда 60 лет спустя свою версию «Вестсайдской истории» миру представил сам Стивен Спилберг…
Ромео и Джульеттой в «Вестсайдской истории» выступают Тони и Мария, юные влюбленные, которые в противостоянии двух уличных банд Джетсов (то есть Ракет) и Шарксов (то есть Акул) оказываются по разные стороны. Тони был лидером Джетсов, пока из-за одной драки не попал в тюрьму и, выйдя на свободу, решил завязать с криминальным прошлым, а Мария является младшей сестрой лидера Шарксов Бернардо, который, разумеется, очень сильно опекает свою сестру (события развиваются в 50-х). Но, по закону шекспировского жанра, сердцу не прикажешь, и вот уже эти двое не могут жить друг без друга, пока их лучший друг Рифф и любимый брат Бернардо планируют битву не на жизнь, а на смерть за то, чтобы быть в районе главными. Поскольку Джетсы, белые парни, оставленные своими пьющими и бьющими их родителями на произвол судьбы, люто ненавидят иммигрантов Шарксов, которые прибыли из Пуэрто-Рико и своим тяжелым трудом строят для себя новую жизнь, забирая «их» район. Да и Шарксам не чуждо насилие, ведь по-другому никто из них просто не умеет решать конфликты. В этих жестоких реалиях расцветает нежная первая любовь, но какие у нее есть шансы, чтобы выстоять в этой кровавой борьбе банд?
Когда я смотрела оригинальную «Вестсайдскую историю» – мне было как Марии, где-то 18 лет. Разумеется, спустя время эта история воспринимается иначе. Понимаешь, что Тони и Мария – отнюдь не главная причина, чтобы смотреть этот фильм и проживать эту историю в кино. Самая крутая, яркая и сильная во всех смыслах роль здесь именно у Аниты, не зря в 60-х Рита Морено за нее получила «Оскар», став первой латиноамериканкой и первой пуэрториканкой, удостоенной этой награды. Роль Аниты настолько культовая, что актрисе Ариане ДеБос наверняка было непросто примерить ее туфли, особенно учитывая тот факт, что в этом римейке снялась сама Морено (она сыграла владелицу магазина Валентину, где работает Тони). Но ДеБос буквально стала на экране всемогущим ураганом. Энергия ее Аниты настолько неудержима, что она, кажется, ничего и никого не боится, не боится мечтать по-крупному, не боится высказывать свое мнение и отважно бороться за свою мечту. Она в каждую сцену врывается будто женщина-вихрь в ярком платье и с ослепительной улыбкой, и затмевает собой всех и вся. При просмотре ей все время хочется аплодировать. Не знаю, удастся еще одной Аните получить «Оскар», но ДеБос его точно заслужила.
Вот так я нестандартно начала с описания второплановой героини, отодвинув главных героев на второй план (простите за каламбур), но это лишь подтверждает, насколько шикарна ДеБос и ее Анита. Тем временем Энсел Элгорт и Рэйчел Зеглер идеально подходят на роли Тони и Марии и сыграли их с таким нежным чувством, смесью наивности и невинности (несмотря на то, что Тони якобы недавно провел год в тюрьме, во что как-то верится с трудом), что смотришь на них и умиляешься их вере в любовь с первого взгляда. Еще хочется отметить актера-красавца Дэвида Альвареза, который с такой страстью и огнем в глазах воплотил Бернардо. Они с ДеБос определенно стали главной парой этой «Вестсайдской истории», с легкостью заткнув за пояс Тони и Марию. А их танцы – отдельный восторг!
«Вестсайдская история» является классикой американского кино, но у нас ее мало кто смотрел и знаком с этой картиной и ее песнями, с точки зрения верности оригиналу, римейк Спилберга снят просто отлично, но это не гарантия того, что вы будете от данного мюзикла в полном восторге. Американские кинокритики на сайте Rotten Tomatoes написали об этом фильме аж 96% положительных рецензий, что, по их мнению, делает «Вестсайдскую историю» чуть ли не лучшим фильмом 2021 года, и ничего страшного, если вы не разделите их энтузиазм. Ведь хотя Спилберг немного изменил и адаптировал римейк к нашему времени, и местами даже были переписаны целые строчки песен, но сама история а-ля «Ромео и Джульетта» смотрится ужасно старомодной. В фильме 1961-го года это выглядело более актуально и органично, как фрагмент далекого прошлого, киноклассики, после выхода которой общество во многом изменилось, но с точки зрения современного зрителя очень сложно серьезно воспринимать такую шекспировскую историю первой любви, что разворачивается на протяжении нескольких дней. Даже со скидкой на юный возраст героев в эту любовь верится с трудом. Она больше напоминает некое помутнение рассудка, нежели настоящее и крепкое чувство. Хорошо это или плохо, но даже подростки 21-го века уже далеко не такие наивные, какими здесь выступают совершеннолетние Тони и Мария. Чтобы им поверить, чтобы поверить, что они за ту одну секунду по-настоящему влюбились, всем взрослым зрителям придется отбросить весь свой здравый смысл и опыт в отношениях и вспомнить, что когда-то мы тоже были такими наивными и невинными и верили, что после первого поцелуя можно сразу жениться. Правда, тогда нам было не по 18 или 20 лет, а где-то лет по 5.
Также я не могла во время просмотра не сравнивать «Вестсайдскую историю» с новым мюзиклом Лина-Мануэля Миранды «На высотах Нью-Йорка», что вышел на большие экраны летом. Оба фильма показывают небогатый квартал в Нью-Йорке, где живут и трудятся иммигранты из Латинской Америки, и, если выбирать между ними двумя, то я без сомнений выберу «На высотах Нью-Йорка» (очень рекомендую посмотреть это чудесное кино, особенно если вам сейчас не хватает солнца, веры в лучшее и мотивации). Там нет излишнего драматизма, вернее трагизма, которым пропитана «Вестсайдская история», нет убийств и войны банд, но есть честные и трудолюбивые люди, и к ним больше тянется сердце. «На высотах Нью-Йорка» дает заряд энергии и веры в будущее, тогда как «Вестсайдская история» скорее напоминает монумент ужасного прошлого, который по сути ничему не учит и точно никак не вдохновляет (разве мелодичными песнями и яркими костюмами). Хотя местами это ужасное прошлое, как расизм и перестрелки (причем и то, и другое забирает человеческие жизни и калечит судьбы), до сих пор является для США реальностью… А история Тони, который так хотел стать лучше и начать новую жизнь, является из-за своего финала такой демотивирующей, что просто ужас. Будто нам показывают, что и стараться не стоит (а это не так, всегда стоит стараться быть лучше и тянуться к добру). Так на фоне «Вестсайдской истории» даже «Отверженные» кажутся более оптимистичным мюзиклом.
Я прекрасно понимаю, почему Спилберг решил переснять «Вестсайдскую историю», ведь в 1961 году, когда ему было всего 15 лет, будущий великий режиссер небось бежал с друзьями в ближайший кинотеатр, чтобы посмотреть тот монументальный шедевр режиссеров Роберта Уайза и Джерома Роббинса, что по-своему изменил мир кино и мюзиклов. С технической точки зрения Спилберг снял свой римейк просто идеально, здесь ни к чему не подкопаешься, разве только сам смысл данной истории оставляет желать лучшего. Рецензия журнала Time называет «Вестсайдскую историю» Спилберга «потрясающим достижением», но в чем здесь это великое достижение, если этот мюзикл сняли с ровно таким же размахом еще 60 лет назад? В том, что Голливуд стал наконец-то менее расистским, поскольку здесь наконец-то не пытались белых актеров выдать за пуэрториканцев, обмазывая их темным гримом? Мда, вот это «достижение» для 2021 года (минутка сарказма). Предыдущая режиссерская работа Спилберга «Первому игроку приготовиться» была гораздо большим достижением в научной фантастике, чем эта «Вестсайдская история» в жанре мюзикл. Но даже несмотря на все минусы этих американских «Ромео и Джульетты» из 60-х, я все равно вам рекомендую посмотреть оригинальную «Вестсайдскую историю» или «Вестсайдскую историю» по Спилбергу, особенно если вы любите мюзиклы. Некоторые песни и музыкальные номера определенно вас впечатлят.
Напоследок хочу поаплодировать великолепной Рите Морено, которая в 60-х поставила весь Голливуд на уши и выиграла свой «Оскар», показав, что с латиноамериканскими актрисами стоит считаться, и великому Стивену Сондхайму, автору песен, создававшему оригинальную «Вестсайдскую историю» и работавшему со Спилбергом над римейком. Он покинул наш мир в конце ноября, но его песни будут жить вечно.
159 Написать комментарий