Рeцeнзия нa фильм «Aнтeбeллум»
Кoгдa пoслeдняя плaнтaция прeврaтится в пeпeл17 сeнтября 2020, 03:15 | Рeцeнзии | Aвтoр: Eлeнa Стрeльбицкaя
Нeскoлькo лeт назад режиссер Джордан Пил потряс мир, сняв необычный хоррор-триллер «Ловушка», где вместо фантастических привидений и монстров, зрителей пугали настоящими проблемами нашего времени, как расизм и дискриминация. Так на свет появился новый поджанр фильмов ужасов, социально-психологический хоррор-триллер о жизни афроамериканцев в современной белой Америке (это мое неофициальное название), который не только пугает своими реалистичными кошмарами, а и знакомит зрителей с проблемой расизма вплотную и побуждает их говорить об этом. И новый хоррор-триллер с загадочным названием «Антебеллум» от продюсеров «Ловушки» как раз на все сто процентов подходит под описание данного поджанра.
«Антебеллум» начинается с истории афроамериканской женщины по имени Иден, которая является рабыней на хлопковой плантации в одном из южных штатов во времена Гражданской войны 19 века. Ее друзья пытаются бежать от своих хозяев-садистов, но, увы, побег заканчивается неудачей, превращая жизнь Иден и других выживших рабов в еще больший кошмар. Но мысли героини продолжает занимать идея нового побега, поскольку она не хочет прожить всю свою оставшуюся жизнь в рабстве, она мечтает о свободе, мечтает о жизни, где она будет иметь большой дом, семью, дочку-непоседу, успешную карьеру… И однажды она просыпается в 21 веке, и у нее все это есть. Только в этом мире ее зовут Вероника Хейс. Она – успешная писательница и активистка с несколькими дипломами, которая прощается со своей семьей, включая милую дочь, и летит в другой город, чтобы выступить на конференции и вдохновить целый зал афроамериканских женщин и мужчин на борьбу за равные права. Но какая из этих жизней является реальностью? И кто на самом деле эти две героини, которые живут в разные эпохи, но носят одно лицо?
Чтобы узнать ответы на эти вопросы, вам нужно посмотреть фильм «Антебеллум» до самого конца, иначе придется спойлерить, но роли Иден и Вероники из разных эпох бесподобно сыграла одна актриса – Жанель Моне, и это точно одно из лучших актерских выступлений в кино в этом году. В «Антебеллуме» Моне создает не просто образ отважной женщины, она воплощает настоящую силу природы, которую невозможно сломить, сколько бы ее ни пытали. Ее сила, стойкость, ум и выдержка перед лицом всех этих ужасных испытаний, что выпадают ей во времена рабства на юге США, – настоящее вдохновение и в наше непростое время, когда борьба с системным расизмом и сексизмом находится в полном разгаре. Особенно посыл Моне силен в том плане, что ее героиня восстает из пепла, пережив ужасное насилие. Своим бесстрашным примером она показывает всем женщинам, что каждая жертва побоев и изнасилований может встать на ноги и взять в руки свой факел. Поэтому в той сцене с факелом Моне хочется очень громко аплодировать.
Промо-кампания фильма «Антебеллум» не зря упоминает, что над ним работали продюсеры хитового хоррор-триллера «Ловушка», поскольку они действительно близки своей темой о положении афроамериканцев в современном мире и о том, что борьба с расизмом продолжается и далека до завершения. Когда смотришь душераздирающие сцены избиения темнокожих рабов на плантации от рук их белых господ, то удается найти утешение только в том, что, к счастью, сегодня этого не происходит. Но так ли это на самом деле? Конфедераты проиграли, рабство отменили, но расизм, к сожалению, продолжает процветать в современной Америке. Этим летом многие города США всколыхнули протесты, после того как белый полицейский жестоко убил афроамериканца Джорджа Флойда, и это лишь один случай из длинного списка подобных убийств в наше время. И сюжет «Антебеллума», когда оказывается в 21 веке, неоднократно затрагивает тему дискриминации, которая сегодня приобрела скрытый оттенок, но никуда не исчезла.
Конечно, сложно сравнивать «Антебеллум» с фильмом «Ловушка», поскольку здесь сценаристом и режиссером выступает не великий Джордан Пил, а Джерард Буш и Кристофер Ренц, новички в мире полного метра, но чувствуется, что творчество Пила очень сильно на них повлияло. По сути, Пил создал целый новый поджанр в мире хорроров и триллеров, и без него «Антебеллума» бы просто не было. Поэтому Буш и Ренц весь фильм пытаются ему подражать, но иногда получается успешно, а иногда – не очень.
Анализировать «Антебеллум» без спойлеров – непростая задача, но если говорить о его промахах в общем, то сюда можно включить все диалоги до единого. Буш и Ренц решили, что можно пару раз повторить слово «патриархат»и написать для главной героини странную цитату от имени ее бабушки о том, что «наши предки преследуют нас во снах, чтобы жить дальше» (причем сюжет потом идет вразрез с этой цитатой), и все. Современный феминистический триллер о борьбе женщины-афроамериканки готов. Но все не так просто. Поверхностный подход к развитию окружающих главную героиню персонажей лишает «Антебеллума» глубины и мешает им найти тесный контакт со зрителем. Здесь есть десяток основных героев, включая семью и друзей главной героини и кофедератов-садистов на плантации, но после просмотра вы о них быстро забудете и не сможете назвать ни одного их имени. Что полковник, что тот капитан, они все являются весьма плоскими злодеями – они ненавидят афроамериканцев, любят их бить и насиловать… И на этом все. В первой сцене с Джеком Хьюстоном, который играет жестокого капитана-надсмотрщика, мне вспомнился несравненный Кэлвин Кэнди из фильма «Джанго освобожденный», но, увы, никто до уровня Леонардо ДиКаприо здесь не дотягивает. У них просто нет таких сцен, чтобы проявить себя сполна. Одни только сцены с избиением рабов. Самой интересной из них выступает, пожалуй, злодейка в воплощении Джены Мэлоун, но и ее персонаж попытались потом раскрыть за несколько минут в финале, поскольку время поджимало.
И еще при просмотре стоит помнить, что перед вами – не тот фильм ужасов, где на вас из-за каждого угла будет выпрыгивать монстр, а тот хоррор, который ужасает человеческой природой и насилием, что одни люди направляют на других. В некоторых сценах этого насилия, снятого до жути реалистично, даже чересчур много, так что будьте готовы. «Антебеллум» не стесняется показывать все ужасы рабства и жестокость плантаторов (в этом плане он является одним из самых кровожадных фильмов на эту тему) и напоминать нам о том, что наш нынешний мир ушел от тех времен не так далеко, как нам бы того хотелось.
А из очевидных плюсов «Антебеллума» – его потрясающий визуальный ряд, а также саундтрек, который залазит под кожу. И, конечно же, игра Моне. Вы точно ее не забудете. Она вынесла весь этот фильм на своих плечах и с высоко поднятой головой. И пускай «Антебеллум» вызывает противоречия и не дотягивает до шедевров Пила, он определенно является самым умным хоррор-триллером 2020 года. Не верите? Буш и Ренц специально выбрали для него такое загадочное и красноречивое название, и чтобы узнать, что оно конкретно значит, вам точно придется досмотреть его до самого конца. По-моему, просто гениальный ход, чтобы зритель, даже если он и заскучает на некоторых сценах, оставался в зале до финальных титров.
Если у кого-то в наше время все еще остались идеалистические представление о временах фильма «Унесенные ветром» и довоенного Американского Юга, то главная героиня «Антебеллума» очень быстро превратит их в пепел, показав нам настоящее лицо той эпохи. Безжалостное и жестокое, от которого и сегодня, спустя две мировые войны, в жилах стынет кровь.
2791 Написать комментарий